Раздел 1.
НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА. ВИДЫ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.
1.1. Основные понятия и определения.
Информатика - область науки и практики, которая исследует информацию и информационные процессы, а также создает, внедряет и использует информационную технологию и технику, изучает закономерности информационных процессов в социальных коммуникациях.
Термин "информатика" вошел в употребление в начале 60-х гг. ХХ века. В этот период большинство исследований в данной области было сосредоточено на проблемах информационного поиска, создавались первые информационно-поисковые системы, формировались методы информационного обслуживания.
Информатика тесно связана с такими дисциплинами, как системный анализ, теория вероятностей, теория передачи данных, логика, лингвистика, психология, организационное управление, науковедение, документоведение, библиотековедение и библиография, информация. Информатика использует разработанные библиотековедением и библиографоведением закономерности и методы, например, законы рассеяния публикаций, роста в количественном отношении, старения научных публикаций, применяет результаты теоретических исследований в области библиотечно-библиографических классификаций для создания информационно-поисковых языков, методы и формы информационного обслуживания.
Информатика возникла как следствие широкого использования вычислительной техники и других технических средств. Ею разрабатываются свои собственные методы, закономерности информационных процессов, связанных с обработкой информации средствами вычислительной техники. Предмет информатики как науки - выявление и изучение свойств информации, закономерностей ее переработки, процессов управления переработкой.
Научная информация - результат деятельности отдельных ученых и специалистов, коллективов и фиксируется в системе точных понятий, суждений, умозаключений, теорий, гипотез, т.е. информация становится научной тогда, когда она подвергнута обработке и обобщению. Научная информация подразделяется на виды по областям ее получения и использования (техническая, экономическая, медицинская, социальная и т.д.). Научно-техническая информация - это сведения о документах и фактах, получаемых в ходе научной, научно-технической, производственной и общественной деятельности. По экспертным оценкам, научно-техническая информация составляет 15% мировых ресурсов.
Информация - основной энергетический источник функционирования и развития всех без исключений сфер деятельности общества и государства, информационные процессы входят неотъемлемой составной частью во все внутриполитические и внешнеполитические процессы, а информационные ресурсы и информационно-коммуникационные сети и системы образуют "кровеносную систему" современного государства.
Она призвана заниматься - сбором, накоплением, хранением, первичной обработкой информации (фильтрацией) и актуализацией исходной информацией; статистическая и аналитическая обработка и создание новой (вторичной) информации; распространение и передача информации в виде бумажного носителя и в электронном виде.
Дело в том, что очень часто научные статьи печатаются не всегда в профильных журналах, могут быть напечатаны в родственных по профилю журналах и даже там, где их невозможно предвидеть. Эта закономерность, впоследствии получившая название "закон рассеяния Брэдфорда", была сформулирована в 1934 году С. Брэдфорд, химик и библиограф, рассмотрел тематическую совокупность статей по прикладной геофизике, опубликованных в научных журналах с 1928 по 1931 годы, и упорядочил журналы в порядке убывания содержащихся в них числа статей по данной тематике. В составленном списке журналов обнаружилось, что примерно одну треть статей по теме содержит небольшое ядро профильных журналов. Вторую треть дают смежные по тематике журналы, число которых приблизительно в 5 раз больше количества журналов в ядре. Последняя треть статей разбросана в большом числе журналов, далеких от выбранной темы.
Поэтому и стали создаваться в различных странах институты информации, которые стали издавать специальные журналы, получившие название "РЕФЕРАТИВНЫЕ ЖУРНАЛЫ", где сосредоточены статьи из разных журналов по одной тематике.
Интенсивное развитие науки и техники быстро меняет окружающий нас мир. Объем вновь создаваемой информации в мире непрерывно растет. В современном мире выходит около 60 тыс. научных журналов по всем отраслям науки и техники, медицине, сельскому хозяйству. В них ежегодно публикуется примерно 2,5-3 млн. статей. Тенденция роста числа издаваемых журналов устойчиво сохраняется все последние годы. Так, с 1975 г. по 1995 г. число американских периодических изданий возросло на 62%, а количество статей в них на 134%. Информация превратилась в вид производственных ресурсов, приобретающий все большее значение.
В полной мере утверждает себя формула: "Тот, кто владеет информацией - владеет миром". Информационную восприимчивость личности принято считать одним из основных элементов формулы успеха в любой сфере деятельности. Практика утверждает, что успех в предпринимательской деятельности прямо пропорционален информационной открытости личности бизнесмена, предпринимателя, менеджера, "личности, принимающей решения", т.е. делового человека. Чем больше новой информации в области профессиональной деятельности человек усваивает, тем более ценным специалистом он становится.
Быть "закрытым" к новой информации и рассчитывать только на запас своих знаний - на свою память и интуицию - бесперспективно в современной действительности. Возможности памяти человека практически не ограничены, но она требует постоянной подпитки новой информацией.
Информация - уникальный ресурс, создаваемый самим обществом в процессе его жизнедеятельности. Особенность информации состоит в том, что, несмотря на непрерывно возрастающее использование этого ресурса, происходит его постоянное накопление во все увеличивающихся объемах.
Деловая сфера все больше погружается в информационный мир. И по большому счету, открытость и восприимчивость к информации, а также умение вовремя использовать этот "скоропортящийся" продукт очень многим людям может помочь добиться успеха.
Информация - рыночный продукт. Вот почему информационные технологии, информационные продукты и услуги являются одной из составляющих эффективного развития бизнеса и рыночных отношений. Многие деловые люди оказались сегодня не готовы к самостоятельной работе в условиях свободного предпринимательства. Не потому ли выпускают продукцию, не пользующуюся спросом, или теряют время и силы на разработку и выпуск того или иного изделия. Типична и такая ситуация, когда предприниматель закупает товар или сырье через вторых или третьих посредников, в то время, когда ему выгоднее работать напрямую с производителем или поставщиком. Но для этого надо хорошо знать состояние рынка, нужны маркетинговые исследования и достоверная своевременная информация.
Именно квалифицированная работа с такой информацией позволит определить потребительский спрос, выяснить какую продукцию купят, по какой цене, в каком количестве. Получить достоверную и достаточную для принятия решения информацию позволяет отлаженный механизм работы с информацией.
В настоящее время быстро и успешно развивается рынок Информационной продукции и услуг (ИПУ). На рынке действуют информационные структуры различных форм собственности. Официально зарегистрированы в качестве юридических и физических лиц многочисленные негосударственные информационные агентства, бюро, фирмы, малые и совместные предприятия, акционерные общества, коммерческие информационные центры, биржи, банки.
ИПУ нужны всем субъектам любого рынка. Чтобы принять правильное решение, деловой человек должен знать, как взаимодействовать с государственными, рыночными и общественными структурами, каковы правила и этика предпринимательской деятельности. Главная задача информационного бизнеса - расширение ассортимента ИПУ преимущественно в области деловой и коммерческой информации, причем в электронной форме. Информационный рынок становится компонентом национального и внешнего рынков.
Основным видом ИПУ стало предоставление информации, содержащейся во всевозможных банках данных: около 25% всех производителей ИПУ поставляет на рынок сведения об отечественных и зарубежных производителей товаров и услуг, о деятельности бирж, банков, страховых компаний, о спросе и предложении, о текущих ценах, а более 20% производителей ИПУ оказывает посреднические и консалтинговые услуги.
В числе других ИПУ можно назвать:
- Маркетинговые исследования
- Выбор деловых партнеров и инвесторов
- Изготовление и размещение рекламной продукции, проведение рекламных продуктов
- Услуги по защите интеллектуальной собственности
- Издательскую деятельность
- Услуги по регистрации, ликвидации и приватизации предприятий
- Услуги по связи с общественностью
- Профессиональная информация (специальные сведения для инженеров, врачей, учителей, экономистов, бухгалтеров)
- Научно-техническая информация (приоритеты и перспективы развития науки и техники, прогнозы, обзоры, библиография, переводы, первоисточники)
- Информация о правовых условиях хозяйственной деятельности (документы, консультации, справки).
Значительная часть информации предоставляется в электронной форме. С помощью специализированных банков данных (СПД) деловые люди могут получить достоверную и достаточную информацию по конкретному вопросу. Абоненты СПД могут самостоятельно, без посредников изучать рынок интересующего товара, следить за действиями партнеров. Так, например, СБД Института потребительского рынка и маркетинга аккумулирует данные о состоянии торговли, наличии товаров и их ценах в системе государственной и коммерческой торговли а также на "черном рынке", о спросе и покупательских возможностях потребителей. Эта информация необходима для юридических и физических лиц, осваивающих новые рынки сбыта продукции.
Информационная сеть "СИТЕК" - предоставляет пользователям различные информационные, коммуникационные и коммерческие услуги, обеспечивает конфиденциальность.
Информационная услуга - телеБАЗАР - дает возможность без посредников и комиссионных сборов продать или купить товар.
В последнее время все большим рыночным спросом пользуется электронный тест-рынок, тест-маркетинг преимущества этих услуг в том, что фирма, обеспечивающая компьютерные услуги по изучению рынка, располагает источниками получения различной информации, имеет возможность оценить эффект рекламных роликов, демонстрируемых по телевидению. Статистика показывает, что в 80% случаев электронные модели выдают оценку рынка с точностью до + - 10%.
Глобализация науки и рост международного сотрудничества являются характерными признаками науки конца 20 и начала 21 века. Надо отметить, что в настоящее время в России продолжает снижаться доля затрат на научные исследования. В 1998 году в России на 10 тыс. человек населения приходилось 33 исследователя, в то время как в ведущих индустриальных странах эта цифра достигала в среднем 72 человека. Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного исследователя в России меньше в 20-25 раз, чем в США, в 10 раз- чем в Японии, в 4,8 раза по сравнению с Германией. Россия тратит на исследования и разработки лишь 0,93% ВВП. Для США, Японии и Германии этот показатель установился на уровне 2,5-2,8%, во Франции и Великобритании 2,2-2,4%, в Италии и Канаде-1,3-1,5%. На рынке высокотехнологичных продуктов Россия занимает 0,3%, США - 39%, Япония- 19%. В то же время доля России в фундаментальных науках оценивается в 6%, что показывает степень недоиспользованности интеллектуального ресурса страны. По оценкам экспертов, Россия обладает собственным интеллектуальным потенциалом в 400 млрд. долл.
Доля совместных публикаций с иностранными коллегами выросла в мировом потоке научных работ по сравнению с 1981 г. с 6% до 18% в 1995г. Для большинства стран доля совместных публикаций, подготовленные учеными разных стран, варьируется в пределах от 25% до 40% от числа работ, опубликованной той или иной страной. Для России, например, по данным массива SCI за 1998 г., эта доля около 25%. За последние пять лет число российских публикаций стабильно и составляет около 3% мирового информационного потока, т.е. несколько более 23 тыс. публикаций. За последние 5 лет резко выросло число совместных публикаций с иностранными учеными и в 1997 году доля этих публикаций составляет около 30% от общего числа российских работ.
Следует отметить, что в российских статьях 1995 года содержалось 35% ссылок на американские статьи и только 17% ссылок на российские статьи. В публикациях США содержалось 67% ссылок на статьи США, в Великобритании 30% на собственные работы, во Франции -24%, в Японии - 37%. Приведенные данные свидетельствуют, что нам не следует сильно удивляться тому, что нас так мало цитируют другие страны. В европейских странах цитируются от 31 до 36% американских работ. Американцы в 1995 г. практически не цитировали ни российские, ни китайские публикации за 1991-1993 гг., в то время как российские ученые процитировали за этот период 35% американских работ, опубликованных в 1991-1993годах.
|